Ленинградское метро

Линия Ленинградского метрополитена, открытая 15 ноября 1955 года, стала второй по счету в СССР после московской. Архитектура станций первой очереди была похожа на архитектуру первых станций московского метро — богатое оформление, использование дорогостоящих отделочных материалов, прославление коммунизма, вождя и советского народа. В отделке станций использовались разные материалы, но главным образом мрамор и гранит. TATLIN приводит статью из книги «Станции Ленинградского метро» об архитектуре метрополитена Северной столицы.

Метро — самый быстрый, удобный и безопасный вид городского транспорта. Он обладает громадной пропускной способностью и может быстро перевозить значительные массы пассажиров на большое расстояние.

Трасса метро проложена от станции к станции по кратчайшему пути. Она не связана со сложившейся городской планировкой, существующей сеткой улиц. Не приходится доказывать, какое это громадное преимущество: каждому ясна разница между расстояниями по прямой и протяжением фактических маршрутов наземного транспорта.

Скорость движения поездов метро также гораздо большая, чем наземных видов транспорта — она достигает 65 километров в час. 

Поезд мчится в свободном туннеле, не встречая на своем пути ни трамваев, ни автомашин, ни зазевавшихся пешеходов. Ему не надо задерживаться на перекрестках.

Машинист подземного поезда уверенно ведет состав с максимальной скоростью. Безопасность движения обеспечивается надежной системой автоблокировки и сигнализации, которыми оборудована трасса. Светофоры, расставленные на всем ее протяжении, показывают, свободен или занят ближайший участок пути. Зеленый свет — путь свободен, водитель может включить полный ход; желтый — внимание!; красный — стоп! — путь впереди занят.

Поезд Ленинградского метро на линии

Если машинист по какой-либо причине проскочит запретный красный сигнал, поезд все равно остановится, благодаря специальному автоматическому устройству — автостопу. То же произойдет, если путь впереди в неисправном состоянии. В ленинградском метро установлены также усовершенствованные автостопы, которые останавливают состав и в том случае, когда он идет со скоростью, превышающей дозволенную.

Все это позволяет довести интервал между следующими друг за другом поездами до 1,5 минуты. Второй состав отправляется со станции, когда предыдущий еще не прибыл на следующую станцию. Правда, такая интенсивность движения требуется лишь в часы «пик», при большом наплыве пассажиров.

Пассажиры метро в вагоне поезда

Шестивагонный поезд метро вмещает до тысячи пассажиров, а при некотором уплотнения и больше. В дальнейшем, с увеличением пассажирских потоков, смогут быть пущены и восьмивагонные составы. Перроны станций первой очереди ленинградского метро рассчитаны на то, чтобы принимать такие поезда.

Мытищинские вагоностроители изготовили для ленинградского метро красивые комфортабельные цельнометаллические вагоны новейшей облегченной конструкции. Нарядные сине-голубые экспрессы ярко освещены, в них удобные мягкие сидения, хорошая вентиляция, Все вагоны оснащены электрическими тормозами.

В половине шестого утра поезда один за другим выходят из депо, расположенного за речкой Красненькой, к югу от Автова.

Депо метрополитена — это целый городок. Громадную территорию площадью свыше 40 гектаров занимают различные сооружения и специальные устройства, предназначенные для того, чтобы обеспечить бесперебойную службу, нормальную эксплуатацию подвижного состава. Тут так называемые отстойные отсеки с приспособлениями для осмотра вагонов, отсеки, в которых производится текущий ремонт, мастерские для капитального ремонта, аккумуляторные и электромастерские, башни связи и т. д.

Рядом с главным отстойным корпусом — «моечно-обдувочная», куда каждую ночь, после окончания движения поездов, подаются все вагоны, курсировавшие на линии. Здесь их обдувают сжатым воздухом, очищают от накопившейся за день пыли. Затем специальная машина с металлическими щетками тщательно моет их теплой мыльной водой. Вся эта операция занимает несколько минут. Утром составы выходят на трассу, сверкая чистотой.

Перрон одной из станций Ленинградского метро

Пройдя территорию депо, поезд подходит к рампе, пологий спуск которой постепенно переходит в подземный туннель. Через минуту состав уже у перрона станции «Автово», где забирает первых пассажиров. Трудовой день метро начался.

Заканчивается движение поездов в час ночи. Таким образом для осмотра, ремонта и мойки подвижного состава, для уборки станций, вестибюлей, технического осмотра всего оборудования и станционных устройств, текущего ремонта, покрасок, побелок, проверки и замены электроосветительных приборов остается совсем немного времени. Выручает максимальная механизация всех операций. Промывка туннелей производится с помощью специального агрегата. Платформы станций регулярно поливаются водой из пожарных кранов. Мощные пылесосы, поломоечные и подметальные машины облегчают труд уборщиц. Электрические титаны обеспечивают бесперебойную подачу огромного количества подогретой воды, необходимой для уборки станций в ночное время.

Эскалатор Ленинградского метро

Для более полного раскрытия идейного содержания архитектуры и ее конкретной тематики оформление станций включает произведения монументальной живописи и скульптуры, над созданием которых трудился большой коллектив художников и скульпторов. Подробней об этом говорится в описаниях каждой станции. Разумеется, такими элементами убранства нельзя было увлекаться. Ведь станции метро — это подземные вокзалы, а отнюдь не музейные залы или картинные галереи.

К тому же подлинной красоте свойственны простота, ясность. Декоративные излишества, внешняя пышность и вычурность лишь снижают художественную выразительность архитектуры.

Станция Владимирская

Оформление станции «Владимирская» призвано отобразить рост благосостояния советского народа. Архитектура ее выдержана в светлых жизнерадостных тонах.

Наземный вестибюль расположен на углу Кузнечного переулка и Большой Московской улицы. Он встроен в четырехэтажное здание, верхние этажи которого занимают проектные организации и другие учреждения.

Наземный вестибюль (слева) и лоджия его портика (справа)

Вход в вестибюль решен в виде большой арки на срезанном углу здания; за аркой — открытая лоджия. Выход устроен со стороны Большой Московской улицы.

Фасады отделаны терразитовой штукатуркой, окрашенной перхлорвиинловой краской. Частично применены также облицовочные плиты; ими выложены тяги, карниз, наличники окон. Для отделки цоколя и колонн лоджии использован путиловский известняк.

Стены кассового зала облицованы желтым рисунчатым «Фомниским» мрамором, пол выложен из темно-серых гранитных плит украинского месторождения. Зал освещается люстрами из анодированного алюминия.

Эскалаторный зал перекрыт куполом, обработанным веерообразно расположенными каннелюрами, напоминающими раскрытый парашют. Стены здесь отделаны белым уральским мрамором. Освещение — закарнизное; кроме того, установлены четыре больших светильника.

Панно «Изобилие» над эскалаторным залом

Над эскалаторным ходом укреплено мозаичное панно «Изобилие». Эта монументальная картина выполнена в мастерской Академии художеств СССР по эскизам и картону художников А. А. Мыльникова, А. Л. Королева и В. И. Снопова.

Сверкающие белизной уютные подземные залы гармонируют с темой, которой посвящено оформление станции.

Центральный зал несколько отличается по своей планировке: он укороченный, простирается не на всю длину станции, а захватывает только пять пролетов.

Пилоны и стены отделаны светлым мрамором «Коэлга». Таким же мрамором облицованы каннелированные полуколонны по краям пилонов.

Центральный зал

На стенах и пилонах — декоративные вентиляционные решетки из алюминия, обработанного химическим способом «под золото»; они скомпонованы вместе со светильниками типа бра. Помимо того, зал освещается люстрами. Обилие света усиливает праздничное, радостное настроение, какое вызывает весь облик станции. Архитектурная выразительность достигается сочетанием гладких беломраморных стен с декоративными элементами из позолоченного металла.

Пол центрального зала облицован полированными плитами габбро и янцевского гранита, уложенными в шахматном порядке.


Станция Балтийская

Здание наземного вестибюля, с высокими колон нами и полуциркульными окнами, вплотную примыкает к Балтийскому вокзалу. Оно обращено на вокзальную площадь четырехколонным портиком, за которым расположена лоджия с входами и выходами.

Вестибюль метро непосредственно связан с вокзалом. Поднявшись по эскалатору, пассажиры могут, не выходя на улицу, попасть на железнодорожную платформу.

Наземный вестибюль

Над входами в вестибюль — пять скульптурных медальонов с изображениями выдающихся русских флотоводцев: Ф. Ф. Ушакова (скульптор В. В. Исаева), М. П. Лазарева (скульптор А. А. Стрекавии), В. А. Корнилова (скульптор А. Н. Черницкий), П. С. Нахимова (скульптор Р. К. Таурит), С. О. Макарова (скульптор А. Г. Овсяников).

Кассовый зал перекрыт полуциркульным сводом, обработанным восьмиугольными кессонами, украженными лепкой. Стены зала облицованы прохорово-баландинским, а четыре декоративные колонны нижне-шелеинским мрамором. Пол выложен из бетонных плиток, офактуренных террацовым слоем.

Эскалаторный зал круглой формы, с куполом. Стены его отделаны искусственным мрамором зеленого тома. Над эскалаторным ходом — скульптурный картуш с изображением ордена Красного Знамени. Зал освещается закарнизным светом, а также мраморными светильниками —торшерами, установленными вокруг стен.

Центральный зал

Подземная станция колонного типа, к основным конструктивным столбам приставлена декоративная колоннада низ каннелированных полуколон.

Стены и колонны облицованы голубовато-серым нижне-шелеинским мрамором, цвет которого и волнистые узоры напоминают о просторах Балтийского моря. Потолок решен в виде ряда вспарушенных сводов, которые производят впечатление надутых ветром парусов.

Пол выложен из полированного темно-серого и светло-серого гранита.

Освещение центрального зала закарнизное; боковые залы освещаются круглыми люстрами, напоминающими иллюминаторы.

Панно «1917 год»

На торце подземной станции — большое панно из мраморной мозаики «1917 год». Мозаика выполнена в мастерских Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной по эскизам и картону художника Г. И. Рублева.

Как и на других станциях, двери кабельных шкафов выполнены в виде декоративных решеток из анодированного алюминия. В рисунок решеток вмонтированы золотые якоря и другие морские эмблемы.

Всем своим архитектурным убранством станция «Балтийская» передает ощущение Ленинграда как приморского города.

Станция Технологический институт

Тема архитектурного оформления станции «Технологический институт» — расцвет отечественной науки.

Наземный вестибюль встроен в монументальное четырехэтажное здание, расположенное на углу Московского и Загородного проспектов, напротив одного из крупнейших вузов страны — Технологического института имени Ленинградского Совета. Это соседство и подсказало идейное содержание архитектурного решения.

Входы в вестибюль устроены со стороны Московского проспекта, выходы — на Загородный проспект.

Наземный вестибюль

Нижний этаж облицован почти не обработанным гранитным камнем Лезниковского месторождения, наличники порталов сделаны из полированного гранита той же породы.

Шестиугольный кассовый зал отделам белым мрамором. Купол здесь декорирован лепкой в виде своеобразной «чешуи», пол — мозаичный. Освещение закарнизное.

Эскалаторный зал облицован искусственным мрамором красного цвета и опоясан декоративным фризом, в который вкомпонованы вентиляционные решетки из анодированного алюминия. Зал освещается люстрой и бра.

Центральный зал

Подземная станция колонного типа. Стены, колонны и арки отделаны светлым с нежными прожилками уральским мрамором «Коэлга». Белизну стен еще более оттеняет пол, выложенный полированным черным габбро со вставками из жежелевского гранита.

Свод среднего зала обработан каннелюрами. Вдоль свода протянулся декоративный фриз, в котором чередуются «золоченые» вентиляционные решетки и лепные факелы. Во фриз вмонтированы также стеклянные светильники. Они «встроены» так, что создается впечатление, словно из факелов, окаймленных бронзой, вырываются светящиеся хрустальные граненые тюльпаны, в которых скрыты электрические лампы.

Один из скульптурных медальонов (слева) и деталь свода (справа) в центральном зале

Над колоннами — скульптурные медальоны с изображением выдающихся русских ученых. Здесь галерея из 24 портретов.

Портреты, в создании которых принимал участие большой коллектив ленинградских скульпторов, чередуются с венками из листовой латуни, выполненными способом выколотки.

В дальнейшем, с расширением метрополитена, на станции «Технологический институт» будут скрещиваться две линии подземной дороги. В связи с этим в конструкции станции предусмотрена возможность создания здесь пересадочного узла. Для этого в центре ее устроен специальный зал, откуда со временем можно будет, не подымаясь на поверхность, переходить на другую линию. В здании наземного вестибюля помещаются Управление и узел связи ленинградского метрополитена.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: